Эй, красавцы, готовьте ваши попки! (c)Пол

Так как я позорно пропустила 30-летие моего любимейшего фильма Чужой из моей любимейшей серии, исправляюсь.
Давным-давно, когда в интернете еще водились сайты по данному фэндому (и которых сейчас не найти, только древний Мемориал Всех Чужих еще держится), нашла я чудесную огромную подробную статью о съемках первого фильма.
Источник - сайт xenogenesis.gamenavigator.ru, проходил под названиями Ultimate Alien и Novastorm Lab (и может и другими, не помню), держатель сайта - Dana Aivory. (Сейчас он не работает, даже из веб-архива мне мало что удалось выдернуть. Только благодаря моей хомячности, эта статья была свое время было сохранена с картинками на винте).
Не знаю, перевод ли это был или чья-то работа (может автора сайта), но считаю своим долгом постепенно выложить все обратно в сеть. Ни коим образом не подписываюсь под авторством.
Сейчас не 2007 год, я уже не учусь в институте, нет в живых ни Дэна О'Бэннона, ни Гигера, но пусть это будет просто здесь. Для меня эта серия очень много значит.
В тексте будут встречаться ссылки на выдержки из сценария, отдельно у меня их нет, к сожалению, нашла только целиком.
Первоначальный вариант сценария Дэна О'Бэннона и Рональда Шуссета
Окончательный вариант, доработанный Уолтером Хиллом и Дэвидом Гайлером
1. ПРЕДПРОИЗВОДСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ
ALIEN: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ПРЕДПРОИЗВОДСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ
ПРЕДПРОИЗВОДСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ
"В некоторой отдаленной области неотмеченного на карте космоса коммерческий грузовой космический корабль Ностромо, буксирующий обширный груз нефтяных и драгоценных полезных ископаемых, получает сигнал неизвестного происхождения с ближайшего планетоида. Его экипаж астронавтов – пять мужчин и две женщины – пробуждены от гиперсна, чтобы исследовать сигнал. Совершив посадку на бесплодный планетоид, они обнаруживают галактический ужас – неуничтожимого инопланетянина, угрожающего убить каждого из них..." Эти несколько интригующих кусочков сюжета были открыты слушателям публицистом Чарльзом Липпинкоттом во время презентации на Мировой Конвенции Научной Фантастики, которая проходила в Фениксе, штат Аризона, в 1978 году. Это было первым представлением главного фильма 1979 года, выпускаемого студией 20th Century Fox. На первый взгляд, сюжет мог показаться большинству поклонников научной фантастики и фильмов ужасов кошмарным гибридом наиболее аляповатых элементов из The Thing (1951), It! The Terror from Beyond Space (1958), Fiend Without a Face (1958) и Night of the Blood Beast (1958), но Alien был гораздо больше, чем просто фильм категории "B" с мультимиллионным бюджетом и последующей кампанией раскрутки. И хотя решение Fox о выделении на фильм 9,5 миллионов долларов было основано не столько на "оригинальном" сюжете, сколько на восторженной реакции зрителей на The Omen (1976) и Star Wars (1977), двух предыдущих летних блокбастеров, Alien также был чем-то большим, чем просто кинематографической поделкой. Это был воссозданный шедевр.
Дэн О'Бэннон: Alien похож на готический фильм ужасов, место действия которого перенесено в космос. Я был восхищен и поглощен возможностью выпустить на борт космического корабля некую неуправляемую монструозную силу. Существо, которое разбивает все барьеры, которые выстраивает экипаж на его пути, и ничто не может убить его. Становиться некуда бежать, как только они достигают противоположного конца корабля. Мне нравилась концепция неожиданно открытой планеты, где люди обнаруживают форму жизни, отличную от нас. Их непонимание этого инопланетянина и приводит ко всем проблемам.
Хотя неустанная смертельная борьба между маленьким экипажем и космическим существом в Alien ясно повторяла идею многочисленных фильмов в жанре научной фантастики и ужасов тридцатых и сороковых годов, это был определенно фильм, который 20th Century Fox хотела сделать будущим летним блокбастером. Будучи спродюсированным Гордоном Кэрроллом, Дэвидом Гайлером и Уолтером Хиллом, которые использовали невероятное воображение и некоторые самые инновационные и захватывающие спецэффекты, которые когда-либо снимались до этого, знакомая история была тщательно переработана, чтобы погрузить зрителей в водоворот ужаса и саспенса. Где-то между моментом, когда О'Бэннон придумал свою историю, и дебютом фильма в 1979 году, этот фильм развился в нечто совершенно особенное.
К концу сороковых и началу пятидесятых сюжетная линия о борьбе людей с их инопланетными коллегами стала настолько банальной в литературе, что она уже редко использовалась авторами научной фантастики. Но поскольку Голливуд часто отстает от литературных тенденций, фильмы, вовлекающие в сюжет покинутый космический корабль со смертоносным грузом, казались чем-то уникальным. Наиболее прямое влияние на Alien, очевидно, оказали The Thing From Another World (1951), It! The Terror from Beyond Space (1958), Planet of the Vampires (1965), Queen of Blood (1966) и другие подобные игровые фильмы (подробнее о предшественниках Alien читайте ЗДЕСЬ).
____________________________________________________________________________________
Сотрудничество Рона Шусетта и Дэна О'Бэннона



Создатели истории о Чужом Дэн О'Бэннон (слева) и Рональд Шусетт (справа) в 70-е годы и в настоящее время.



Создатели истории о Чужом Дэн О'Бэннон (слева) и Рональд Шусетт (справа) в 70-е годы и в настоящее время.
Художественный фильм начинается с написания слова, проекта под названием сценарий. Не особо отличаясь от существа в Alien, идея для фильма рождалась и росла сначала в сознании, затем на бумаге, а затем во множестве физических форм, прежде чем достигла финального результата: законченного фильма на экранах кинотеатра.
Сюжет для Alien (1979) был придуман Дэном О'Бэнноном летом 1972 года, и в то время это были два совершенно разных сценария. Только позже после нескольких переписываний и пересмотров они были объединены в отличный фильм. О'Бэннон был талантливым студентом Университета фильмов в Южной Калифорнии. Он не только стал соавтором научно-фантастической сатиры Dark Star (1974) Джона Карпентера, но также продюсировал визуальные эффекты для этого фильма и играл персонажа по имени Пинбэк. Во время работы над культовой пародией, он решил написать еще один сценарий, похожий по теме на Dark Star, но совершенно отличающийся по тональности. В Dark Star у экипажа корабля был смешной ручной инопланетянин, похожий на мяч, и после этого фильма у Дэна появилось сильнейшее желание создать инопланетянина, который был бы совершенно реалистичен и страшен. Он начал писать историю, которую назвал "Memory" и которая образовала собой каркас того, что впоследствии станет первой половиной Alien – экипаж астронавтов находит безжизненное существо на чужой планете. Он поговорил с Роном Шусеттом и показал ему несколько страниц. Сейчас Рон рассказывает, что те сорок девять страниц были весьма близки к тому, что мы теперь имеем на экране. Рон был впечатлен первой частью сочинения Дэна и собирался помочь ему придумать дальнейший сюжет, даже притом, что в то время Дэну самому было совершенно не ясно, что это будет за планета и что это будет за монстр. У них еще была идея о Total Recall (адаптация короткой истории Филиппа К. Дика "We Can Remember It for You Wholesale"), но Шусетт настаивал на том, чтобы сделать первым Alien, потому что в таком случае Total Recall станет еще более дорогим проектом, в то время как Alien был просто практически перефразировкой фильма Джона Карпентера: тот же космос, несколько разных комнат и некуда бежать.
Однако прежде чем О'Бэннон смог заняться второй частью своей истории, он положил ее на полку, чтобы поработать с Джорджем Лукасом над первым эпизодом Star Wars. Дэн О'Бэннон создавал для этого фильма некоторые компьютерные анимации и графические эффекты.
В начале 1975 года, закончив работу с Лукасом, О'Бэннон был нанят европейским сюрреалистом-фильммейкером Алехандро Джодоровски (El Topo, 1971), чтобы тот сделал некоторые визуальные эффекты для его мультимиллионной адаптации Фрэнка Герберта Dune. Джодоровски позвонил Дэну из Парижа и сказал, что ему понравились его спецэффекты для Dark Star, а также, что у них есть большой бюджет и им нужны креативные люди. Дэн О'Бэннон приехал в Европу и встретился с Джодоровски и тремя лучшими фэнтезийными художниками мира, включая Ханса Руди Гигера из Швейцарии, художника в жанре хэви-метал Жана "Мебиуса" Жиро из Франции и Криса Фосса из Англии, известного по своим рисункам к книгам научной фантастики. Работы Кристофера Фосса произвели на Дэна сильнейшее впечатление.
Дэн О'Бэннон: Впервые я увидел вещи, которые мне понравились так же сильно, как работы Рона Кобба.
Гигер также показывал Дэну несколько своих работ к разрабатываемому фильму и спрашивал, не хочет ли тот сделать себе несколько копий.
Дэн О'Бэннон: Я спросил, почему он делает такие вещи, на что он ответил: "Боюсь... это то, что я вижу. Это все в голове". А я сказал: "Этого я и боялся". Он принес также свою художественную книгу. Я посмотрел ее и то, что я там увидел, показалось мне очень запретным и страшным.
После менее чем шести месяцев подготовки в Париже проект Dune столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. О'Бэннону не заплатили, и он использовал остатки своих сбережений, чтобы купить билет в один конец домой. Разбитый и подавленный, он оказался совсем один. (Позже Dune подобрал Дино ДеЛаурентис, и фильм продюсировали уже без таких талантов как Гигер, Жиро и Фосс. О'Бэннон также не участвовал в этом проекте, вышедшем на экраны в 1984 году).
Дэн О'Бэннон: Dune провалилась с таким треском, что я оказался в Лос-Анджелесе без гроша в кармане, без жилья, без машины, с половиной моих вещей в Париже, и половиной на складе. Я был в отчаянии. Все, что мне надо было сделать – это продать чертов сценарий, чтобы выбраться из этой ямы.
Поскольку идти ему было больше некуда, О'Бэннон принял приглашение своего друга, продюсера и сценариста Рона Шусетта, пожить у него несколько недель, чтобы собраться с мыслями и решить проблемы. Он боролся чуть больше недели, чтобы успокоиться, а затем вернулся к собственному сочинительству, к "Memory". И он, и Шусетт провели недели, разгребая стопки и стопки заметок, и частично завершили в основных чертах идею истории. Наконец, почти через месяц, Шусетт предложил работать вдвоем над этим проектом, и попробовал продать идею одной крупной студии. Дэн О'Бэннон принял предложение и начал обсуждать возможные концепции истории. На тот момент он все еще не был доволен своей "Memory" и к тому же он оказался в тупике, не зная, куда повернуть сюжет далее от находки астронавтами скелета инопланетянина.
Рональд Шусетт: Я же думал, что это просто хороший фильм класса "В", что указывает на недостаток видения с моей стороны.
В течение последующих недель они бились над тем, чтобы придумать остаток истории. Во время одного из мозговых штурмов Шусетт вспомнил другую идею О'Бэннона, которую тот начал писать в начале семидесятых, а потом забросил. История называлась "Gremlins" (не имеет отношения к фильму Джо Данте – Стивена Спилберга) и рассказывала о маленьких монстрах, которые побеспокоили экипаж бомбардировщика B-17 во время его ночного рейда на Токио во Вторую Мировую Войну. Рон предложил объединить сюжетные линии двух этих историй и использовать предпосылки из "Gremlins" для второй части сценария, где Чужой терроризирует экипаж на борту корабля. Дэну О'Бэннону это понравилось. В течение нескольких дней он усиленно работал над сценарием для Star Beast (на то время это было рабочее название будущего фильма).
К сожалению, первый сценарий О'Бэннона не многим превосходил It! The Terror from Beyond Space и Queen of Blood (1966). Действие происходило в 2087 году нашей эры, и начиналось на борту космического корабля Снарк с перехвата сигнала неизвестного происхождения. Проснувшись от гиперсна, экипаж направляется на поиски источника сигнала на планетоид, объятый бурей, и обнаруживают остатки разбитого космического корабля и его единственного обитателя – скелет пилота. Экипаж делает ряд научных записей, а затем возвращается на корабль с отделенным черепом в качестве доказательства их находки. В черепе находится инопланетное существо, которое быстро вырастает в полный размер и начинает терроризировать членов экипажа, когда они уже поворачивают домой. Будучи по одному захватываемыми существом, экипаж принимает решение выбросить монстра в открытый космос. О'Бэннон был совершенно недоволен своим первым сценарием, и объяснял свое расстройство Шусетту:
Дэн О'Бэннон: Star Beast – это обычный фильм о монстре, который нуждается в новой вдохновенной идее. Все может получиться, если только мы сможем сделать монстра удивительным.
Но ничто не могло сделать их "звездного зверя" уникальным. Пока он и Шусетт пытались изобрести кошмарное превосходное существо для ядра истории, О'Бэннон пересмотрел картинки, сделанные Гигером для провалившейся Dune. Его дизайн и горстка картин, которые позже были собраны в художественную книгу "Некрономикон", произвели глубочайший эффект на работу О'Бэннона. Наконец, после того, как он обсудил работы Гигера с Шусеттом и сказал тому, что им необходим совершенно уникальный способ, чтобы существо проникло на корабль, Рона самого посетил вдохновенный кошмар. Он разбудил О'Бэннона среди ночи и сказал:
Рональд Шусетт: Дэн, у меня есть идея. Я знаю, что делает монстр. Монстр внедряется в человека. Он сажает зерно, растет и потом вырывается из тела человека — монстр-гибрид. Он сидит там, а мы об этом не знаем, пока он не выйдет и не спрячется на корабле, а в течение фильма он преследует их и изменяет свою форму.


Дэн О'Бэннон и Рон Кобб за работой над эскизами к Alien.
На заднем плане обеих фотографий видны готовые эскизы, развешенные по стенам.
Идея Шусетта, о которой никто прежде не думал, прорвала плотину, и очень быстро создание идеи вошло в свою колею. В течение трех недель они разработали весь контур сюжетной линии к проекту, который теперь назывался Alien. Их первоначальное намерение заключалось в том, чтобы создать низкобюджетную идею, которую они могли бы упаковать и продать независимо ни от кого. Шусетт теперь был в проекте в качестве продюсера и начал искать финансирование, в то время как О'Бэннон заперся в одиночестве на три месяца, чтобы написать целый сценарий.
Дэн О'Бэннон: Рон очень поддерживал меня, подкармливая хот-догами.
Дэн выходил из самоизоляции всего несколько раз. Сначала, чтобы поспорить о большом потенциале истории (если ее продать крупной студии) со своим партнером, и затем, чтобы нанять Рона Кобба, бывшего политического карикатуриста и иллюстратора, чтобы сделать несколько предварительных эскизов, которые он собирался приложить к сценарию. О'Бэннон был настроен на то, чтобы стать и режиссером Alien. Он чувствовал себя достаточно квалифицированным, после того, как заменял Карпентера во время съемок Dark Star, и не хотел, чтобы этот проект затерялся в производственном аду. Однако, после нескольких отказов, которые они получили от главных студий, Дэн поумерил свои амбиции, и согласился распространить их скромный сценарий (и некоторые иллюстрации Кобба), не подписавшись режиссером.
Дэн О'Бэннон: Мы начали показывать свой сценарий разным людям, предлагать разным студиям. Пару раз мы были очень близки к заключению сделки, но все срывалось, так как люди стоящие за теми, кто хотел купить сценарий, слишком все драматизировали.
Рональд Шусетт: Мы пришли в компанию Роджера Кормана, и они сказали, что это выглядит довольно успешной историей. Мы тогда практически договорились, но просто не подписали это на бумаге. В то время это должен был быть низкобюджетный фильм Роджера Кормана. Потом копия сценария попала в руки нашему другу Марку Хаггарду, и он спросил, может ли он прочитать его. Я сказал, что конечно. Через пару дней, когда мы ждали звонка от Кормана, он прибежал к нам и стал кричать, что достанет денег на этот фильм. Мы посмотрели с Дэном друг на друга и сказали, что хорошо, но мы не можем ждать долго, мы ведь почти подписали контракт с Корманом и нам придется отменить сделку. Он попросил две недели.
Хаггард передал сценарий писателю-режиссеру Уолтеру Хиллу, который всего несколько месяцев назад основал Brandywine Productions с продюсером Гордоном Кэрроллом и писателем Дэвидом Гайлером. Их независимая производственная компания ознакомилась с более чем тремястами сценариев, и, не смотря на то, что сценарий О'Бэннона еще надо было дорабатывать, Хилл почувствовал, что Alien был наиболее коммерчески жизнеспособен из всех остальных. Спустя недели переговоров Brandywine купила сценарий в октябре 1976 года.
Дэн О'Бэннон: С того момента его просто разорвали и перекроили во всех направлениях.
__________________________________________________________________________________________
Оригинальный сценарий


В оригинальном сценарии Дэна О'Бэннона был ряд элементов, которые совершенно исчезли или изменились в процессе дальнейших редакций. Однако Рон Кобб и Крис Фосс сделали зарисовки, картинки и раскадровки ко многим из них. Взгляд на эти работы при поддержке выдержек из сценария поможет увидеть оригинальное талантливое видение Alien, каким оно было у Дэна О'Бэннона в его сознании.
Предисловие первого сценария, который О'Бэннон и Шусетт продали Brandywine Productions, пестрит различными эпиграммами и определениями: "Чужой, прилагательное - странный, иностранный, отдаленный, враждебный, отвратительный..." Последующий рассказ О'Бэннона практически параллелен законченному фильму, сцена за сценой, за исключением нескольких критических отличий. История происходит в 2087 году нашей эры на борту маленького (учитывая, что в тот момент фильм должен был быть низкобюджетным) космического корабля Снарк. Все начинается с перехвата непонятного радиосигнала. Разбуженные из гиперсна бортовым компьютером (напоминающем HAL-9000 из 2001: A Space Odyssey), шесть астронавтов направляют корабль на маленький астероид и совершают посадку на его враждебной штормовой поверхности. Стэндард, Броссард и Мелконис выходят из корабля (в отличие от финальной версии сценария, для дыхания им нужны только простые дыхательные маски) на поиски источника сигнала, и обнаруживают покинутый корабль (еще до Гигера его дизайн пробовали разрабатывать Фосс, Кобб и Мебиус). Они проникают внутрь через отверстия в корпусе и находят там скелет пилота, сидящий в кресле, и пустое чужое яйцо (но не отсек с яйцами, как будет в законченном фильме). Интерьер покинутого корабля по замыслу Дэна в то время представляет собой пещеристое пространство, заполненное рядами мертвых механизмов. Консоль, находящаяся перед скелетом пилота, была идентифицирована как источник сигнала. В сценарии О'Бэннона астронавты не находят отсек яиц тут же на корабле. Однако Броссард замечает, что пилот нацарапал что-то похожее на треугольник на своей консоли. Они забирают череп окаменевшего инопланетянина (обращаясь с ним как с "Бедным Йориком") на корабль в качестве доказательства своей находки и только по возвращении на корабль узнают значение треугольника... ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>
После просмотра данных в голографическом виде, которые они собрали в покинутом корабле, экипаж покидает свой корабль во второй раз, чтобы исследовать пирамиду. В сценарии О'Бэннона астронавты носят особые приборы-датчики, которые работают и как видеокамеры, и как фонари. Они не находят входа в основании пирамиды, поэтому Броссард влезает на стену и находит вход на вершине. Он спускается вниз по темному узкому тоннелю, пока Стэндард и Мелконис ждут внизу... ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>
Затем Мелконис и Стэндард забираются в пирамиду, вытаскивают оттуда Броссарда и, увидев на его лице паразита, приносят его на корабль и помещают в лазарет. В это же время они рассуждают о своем открытии. ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >> Все попытки оторвать паразита проваливаются, но вскоре он отваливается сам, так же странно, как и прилепился. Экипаж коллективно вздыхает с облегчением, рассуждая при этом о происхождении существа. ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >> Человечество, очевидно, не открыло больше ни одной формы жизни во время своего освоения галактики, и вопросы о жизненном цикле существа и местной природе очень волную экипаж. Броссард попросту счастлив, что избавился от паразита, и желает оставить планету далеко позади. Его товарищи устанавливают курс на Землю, совершенно не подозревая, что он теперь носитель некоего смертоносного хищника. Следующая сцена некоторое время оставалась в версии Хилла и Гайлера, будучи переработанной в разговор между Далласом и Рипли. В оригинальном сценарии действие происходит в обзорном куполе. ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >> Вскоре после взлета, когда они готовятся к гиперсну, Чужой прорывает большую дыру в груди Броссарда и убегает на нижние палубы корабля.
Когда существо вырастает, оно начинает нападать на членов экипажа, мистическим образом исчезая после каждой атаки. В следующем отрывке представлено первоначальное описание О'Бэнноном взрослого Чужого, когда он нападает на Мелкониса. ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >> Тогда остальные астронавты обращаются к расшифровке иероглифов, чтобы понять, с чем они имеют дело. Лихорадочно работая с данными, собранными в пирамиде, Роби и Стэндард разбирают некоторые иероглифы и осознают всю напасть, которая на них свалилась. ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >> Когда попытка отравить Чужого газом провалилась, и Стэндарда схватили, Роби обнаруживает комнату на нижней палубе, где существо превратило в коконы остальных людей. Будучи все еще в сознании, Стэндард просит своего напарника убить его, и Роби сжигает его из огнемета. Эта сцена пережила все последующие редакции и даже была снята, но была вырезана из финальной версии фильма. Оригинальное видение этой сцены Дэном О'Бэнноном представлена в следующем ОТРЫВКЕ СЦЕНАРИЯ >>. Оставшись один и готовый сломаться, Роби устанавливает судно в режим самоликвидации, а сам улетает в спасательной шлюпке.
Сценарий Дэна О'Бэннона для Alien является весьма оригинальным и креативным, интересным и примечательно бесхитростным, необычным, но здесь очевидно, как талантливый новичок, создавший концепцию истории не способен или неподготовлен к тому, чтобы развить ее полностью. Хотя кошмарное существо О'Бэннона великолепно реализовано, сама сюжетная линия кажется заимствованной из горстки классических фильмов жанра научной фантастики. Послав своих персонажей на поиски и обнаружение покинутого корабля и его окаменевшего пилота, Дэн обеспечивает истории зловещее открытие; но их последующие поездки на планетоид бесполезно усложняют сюжет. Сами персонажи не особенно интересны; их персоналии (кроме, возможно, Роби) взаимозаменяемы. Фактически создание полностью мужской команды было просчетом со стороны О'Бэннона, в то время как он и его партнер Шусетт должны были произвести на свет нечто коммерчески жизнеспособное. Все диалоги слабы и основаны либо на излишней напряженности и искусственном мачизме или на фразах, качество которых подходит только плохому фильму категории "B". О'Бэннон пытается нагнетать обстановку, сохраняя тайну пирамиды (и ее странных обитателей), заключенной в иероглифах; но к тому времени, как астронавты, наконец, разгадывают эту загадку, им уже ничего не остается делать, кроме как УНИЧТОЖИТЬ ЧУЖОГО!!! Концовка становится достаточно предсказуемым обратным отсчетом до уничтожения корабля, подобно дюжине фильмов до этого. Но сценарий был достаточно образным, чтобы привлечь внимание Brandywine Productions.
_____________________________________________________________________________________________
Brandywine Productions


Гордон Кэрролл (слева) и Дэвид Гайлер (справа). Двое из трех основателей Brandywine Productions.


Гордон Кэрролл (слева) и Дэвид Гайлер (справа). Двое из трех основателей Brandywine Productions.
За несколько месяцев до того, как О'Бэннон закончил свой оригинальный сценарий для Alien, писатель-режиссер Уолтер Хилл, продюсер Гордон Кэрролл и писатель Дэвид Гайлер объединили свои силы, чтобы создать Brandywine Productions. Кэрролл, который работал линейным продюсером более чем пятнадцать лет, был знаком одновременно и с Хиллом и с Гайлером, и когда он познакомил, наконец, своих старых друзей, эта троица небрежно заговорила о создании своей собственной компании. Хилл и Гайлер работали в одном и том же коридоре в офисах 20th Century Fox, но ранее не пересекались. Когда исполнительные чиновники Fox согласились предоставить им офисы в обмен на их первое производственное соглашение, Кэрролл, Хилл и Гайлер стали независимыми продюсерами.
Эти парни из Brandywine Productions просмотрели свыше трехсот сценариев, прежде чем купили шестимесячные права на сценарий О'Бэннона за 1000 долларов.
Дэвид Гайлер: Офис Уолтера находился на первом этаже. У нас как раз был обеденный перерыв, он сидел у открытого окна и обедал, и в этот момент со стороны улицы подошел его друг – Марк Хаггард – и вручил ему сценарий через окно.
Уолтер Хилл интересовался проектом не только с точки зрения производства, он также хотел быть режиссером. Для Хилла Alien был научно-фантастической версией Jaws, а потому очень коммерческим. Но когда Brandywine не смогли привлечь в проект ни одну студию, Хилл переписал основные действия и буквально ударил кулаком по большинству диалогов в сценарии. Их шестимесячный контракт быстро истекал, и им нужно было действовать быстро, чтобы спасти свой первый проект. Поскольку у Brandywine было соглашение о первом фильме с 20th Century Fox, переписка сценария была сначала поручена работникам Fox. Даже притом, что студия первоначально отвергла сценарий О'Бэннона, они согласились вложить деньги в развитие сценария, основанного на исправлениях, сделанных Хиллом.
Алан Лэдд, мл: Когда они принесли мне сценарий в следующий раз, я прочитал его и сказал им, что это звучит уже гораздо лучше.
Когда в конце марта 1977 года 20th Century Fox, наконец, согласилась развивать Alien как проект и вложила в это развитие 10 миллионов долларов, это решение было основано, прежде всего, на переписках Уолтера Хилла. Из Англии был вызван Крис Фосс, чтобы присоединиться к работе по дизайну фильма с Роном Коббом и Дэном О'Бэнноном.
В своей первой редакции, которую Хилл закончил за три дня, он сохранил большинство материала О'Бэннона, включая открытие покинутого корабля, пирамиды и проникновение на судно инопланетного паразита. Но так как Хилл всегда был обеспокоен одномерной характеристикой персонажей, он попробовал привнести в сценарий элемент разногласия, предполагая, что астронавты в действительности не любили друг друга. Описание действий и диалоги были укорочены или сужены, а некоторые сцены были полностью переписаны с чистого листа. Несколько имен и названий также были заменены, чтобы добавить фильму более современное чувство. Броссард стал Далласом, Роби стал Рипли, а Фауст стал Фарадеем. Он также изменил название корабля со "Снарк" на "Левиафан". Единственной наиболее важной вещью, которую добавил Хилл, была вторичная сюжетная линия, которая работала как катализатор для действия в те моменты, когда Чужой был за кадром. В создании такого контекста Уолтер положился на говорящий компьютер О'Бэннона (теперь называемый "Мамой"), сделал его безразличным к выживанию экипажа и переложил на него задачу защиты Чужого по приказу некоей "Компании". Так, когда Рипли идет "дергать штепсель", он (в то время Рипли – мужчина) узнает, что компьютер поставил свой собственный эксперимент по теории Дарвина: "Два высокооуспешных вида в соревновании за ресурсы и выживание. В интересах чистоты научного исследования я поставила себя на сторону наблюдателя". Это добавило глубины истории, и придало классическому фильму категории "B" ощущение цели и темы. ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>



Алан Лэдд-младший, бывший президент 20th Century Fox (в центре). По бокам - офис 20th Century Fox.
В целом Хилл переписал около 30% оригинального сценария Дэна О'Бэннона, - достаточно, чтобы продолжить сотрудничество с Fox, но мало, чтобы проекту дали "зеленый свет". Требовалось еще больше изменений прежде, чем сценарий можно было воспроизвести перед камерой, и Хилл позвал своего коллегу-писателя из Brandywine.
Дэвид Гайлер: В основном это была концепция фильма пятидесятых. По настоящему ужасно. Просто отвратительно. Написан сценарий был дилетантски, хотя центральная идея и звучала. В начале я даже не хотел читать, но мне сказали, что основная идея раскрывается где-то на странице девяносто, и чтобы я продолжал чтение. Помнится я возмутился: "Да что такое? Я уже на странице семьдесят пять, и все, что тут до сих пор случилось - эта штуковина прилепилась парню на лицо". Уолтер настоял, я добрался до сцены с чест-бастером и тогда подумал, что в этом что-то есть. Мы взяли этот сценарий и переписали полностью, добавив в качестве вторичной сюжетной линии Эша-робота. Мы добавили также Джонса, кота. Изменили персонажей. Можно сказать, заставили их проявиться. Если бы мы снимали по оригиналу О'Бэннона, мы бы получили римейк It! The Terror from Beyond Space.
Дэн О'Бэннон: Я, конечно, был наивен, когда отдал сценарий Гайлеру и Хиллу, так как они захотели большего, чем просто быть продюсерами этого фильма. Однажды я был у них в офисе, и на столе лежал сценарий. Я открыл и прочел: "Alien, автор Уолтер Хилл". Я спросил у Гордона, что это, а он мне ответил, что это не предназначалось для моих глаз.
Шусетт также негативно отзывался об усилиях Гайлера и Хилла над их сценарием. Он говорил, что то, что они проявили персонажей – это было прекрасно, но в остальном сценарий стал все больше проигрывать своему оригиналу. Только за одно он был им благодарен – что они создали персонажа Эша.
Первые совместные усилия Уолтера Хилла и Дэвида Гайлера над Alien проходили дома у писателя в Голливуд Хиллз осенью 1977 года. Первая критика Гайлера пала на говорящий компьютер. Хотя ему нравилась глубина, которую добавил в историю Хилл, он чувствовал, что сама концепция корабельного компьютера была слишком близкой к HAL 9000 в эпопее Стенли Кубрика 2001: A Space Odyssey (1968). С другой стороны Хилл чувствовал, что конфликт между машиной и человеком был необходимой сюжетной линией. Два писателя перебрали множество идей, прежде чем пришли к компромиссу: появился Эш, робот и научный офицер, помещенный на борт, чтобы изучать и защищать чужеродного паразита. "Мать" была оставлена в качестве корабельного компьютера, но большая часть ее роли перешла к Эшу. Прежде чем этот контекст развился в то, что мы видим в фильме, сцены с Эшем несколько раз менялись. Поздние версии сценария содержали сцены с Эшем, которые выпали из сценария, предназначенного для съемок. Когда Ридли Скотт был назначен режиссером Alien, некоторые изменения были сделаны уже на основе его идей и рекомендаций.
Ниже приведены несколько сцен, где нагнетается интрига по поводу персонажа Эша. Также озвучена концепция ключа от компьютера Мамы, который Эш получает от Далласа, а затем скрывает это от Рипли.
Даллас разговаривает с Эшем по поводу своих подозрений после смерти Кейна (ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>);
Даллас разговаривает с Эшем прямо перед тем, как войти в вентиляцию (ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>);
После смерти Далласа Рипли начинает подозревать Эша (ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>);
Разоблачение личности Эша обеспечивает нас прекрасным материалом для анализа того, как элементы истории развивались от первичной идеи до законченного фильма. Следующие цитаты из разных редакций сценария демонстрируют как вторичная сюжетная линия становилась все более сфокусированной и прямолинейной.
Пересмотренная Дэном О'Бэнноном первая редакция Хилла. Эш уже создан как персонаж, но в этой версии сцены "смерти" Эша представлены другие аспекты подоплеки всего произошедшего и цикла жизни существа. Подобно "Маме" в раннем сценарии, Эш все еще остается беспристрастным к столкновению с Чужим. (ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>);
В следующей редакции "смерти" Эша диалог становится более сфокусированным на "Специальном приказе 937" (ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>);
В следующей редакции Хилл и Гайлер углубляются в сюжет, чтобы исследовать Чужого. Также эта версия близка к версии этой сцены в фильме (ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>);
Далее Хилл и Гайлер перешли к персонажам, заменив кадетов из Вест Пойнта О'Бэннона на "космических дальнобойщиков". Вдобавок к загадочному Эшу, они сделали два женских персонажа, одного чернокожего и создали реалистичную иерархию во взаимоотношениях команды. Было семь персонажей - Рипли, Даллас, Кейн, Эш, Ламберт, Паркер и Бретт – гораздо более завершенные индивидуально по личностным характеристикам, чем ребята из первого сценария Броссард, Роби, Стэндард, Мелконис, Хантер и Фауст. Писатели даже пошли еще дальше и поработали с сексуальностью экипажа, включив интимный момент между Рипли и Далласом (позже удаленный во время съемок). ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ >>
В сценарии О'Бэннона экипаж проводит много времени в обсуждении и анализе. Было озвучено несколько интересных идей о происхождении и природе существа, но, в конце концов, Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл уничтожили все подобные диалоги в попытке сохранить тайну Чужого и покинутого корабля. Чтобы упростить сюжет, они оставили только одну экскурсию на планету к кораблю. Хилл считал, что пирамида О'Бэннона была очаровательной концепцией, и даже собирался включить в сценарий целый город. Однако Гайлер был убежден, что вторая экспедиция просто излишне задерживает встречу с Чужим, хотя и добавляет текстуры, которые в целом фильме не особо-то и работают. Отсек яиц был перенесен на борт покинутого корабля. Прискорбно, но они также удалили обнаружение мертвого местного населения и странных иероглифов. Сначала был удален даже мертвый пилот, но в последствии решили, что демонстрация результатов заражения Чужим необходима фильму.
Ко времени, когда Хилл закончил свою последнюю редакцию к фильму, он уже просто устал от проекта.
Уолтер Хилл: Даже притом, что я был заинтригован Alien, моя любовь к нему переросла в мысли о работе по его созданию.
Хилл оставил проект еще и потому, что ему предложили делать вестерн, все еще остававшийся без продюсера Last Gun, а позже вместо него он делал The Warriors. Однако его геркулесовы усилия, так же как и помощь Дэвида Гайлера ясно видны в фильме.
Поскольку последний сценарий с большим количеством нового материала, добавленного Уолтером Хиллом и Дэвидом Гайлером, существенно изменил первоначальную рукопись О'Бэннона, Американская Гильдия Писателей рекомендовала указать партнеров из Brandywine как авторов сценария. О'Бэннон и Рональд Шусетт фигурировали как авторы идеи и ничего больше. Эта ситуация привела к судебному разбирательству в WGA, где обе стороны требовали, чтобы их материал подвергся независимой оценке. Эксперты пересмотрели оба сценария и их редакции, и полностью отклонили запрос Fox. Даже притом, что три человека фактически написали финальный сценарий, авторство в титрах было присвоено одному О'Бэннону. Несмотря на то, что продюсеры развили персонажей, суд признал, что основные события практически идентичны, только иногда написаны разными словами. Оригинальная же драматическая структура О'Бэннона оставалась нетронутой и в самом законченном фильме.
Дэвид Гайлер: Мы переписали сценарий от начала до конца. Все сцены, все диалоги, всех персонажей, всю концепцию, связанную с роботом МЫ придумали.
Дэн О'Бэннон: Единственное, что они изменили – это персонажей и их имена. Однажды Уолтер пришел в офис и заявил: "Я ненавижу все имена в этом сценарии!" Вот и все, что они сделали.
Эта ситуация надолго проложила трещину между О'Бэнноном и Шусеттом и продюсерами из Brandywine Productions.
Следующим летом в свет вышли Star Wars. Это была научная фантастика, это была история, связанная с космосом и космическими кораблями, и она вызвала большой ажиотаж среди кинозрителей. 20th Century Fox хотела немедленно выпустить что-то вдогонку этому успешному фильму, а единственным сценарием о космосе, лежащим у них на столе на тот момент, был Alien. Наконец, 31 октября 1977 года "зеленый свет" на производство фильма был получен.
@темы: Чужие, статья о фильме, Чужие, Кино